Отсюда и предположение: уже тогда использовалась сила одомашненных животных, в частности быка, в процессе обработки поля. Костный материал из раскопок культуры трипольских племен (IV-II тыс. до н.э.) свидетельствует об активном использовании в хозяйстве именно крупного рогатого скота, а также малых животных - свиней.
Можно предположить, что одомашнивание животных произошло за пределами современной этнической территории, а попали они к нам в процессе миграции древних палеолитических племен. Ландшафтные условия Леса и Лесостепи, где преимущественно расселялись древние поселенцы, были весьма благоприятны для разведения животных. В лесостепном Подолье, Среднем Поднепровье, в лесных Полесье, Волыни или Карпатах разводили животных одинаковых видов. Из крупного рогатого скота это были быки и коровы, а с мелкой - свиньи, козы, овцы. Письменные источники с середины I тыс. до н. есть. свидетельствуют о «большое количество разного скота». В то же время арабский автор X в. Ибн-Руста заметил, что в хозяйствах выпасают «свиней, как мы овец».
Безусловно, что давно выработалось особенно уважительное отношение волов как основной тягловой силы. С топором - и в поле тянуть плуг, и в лес по дрова, на волах 'видпроваджувалы покойника в последний путь. Воли во дворе - на добро и достаток.
В украинской семье всегда бережно заботились о корове - свою кормилицу. Различными магическими средствами пытались уберечь ее от «дурного глаза» и гадалок, которые могли «убрать» от нее молоко. Поэтому выработалось немало традиционных способов, которые бы отвлекали от коровиьзли силы.
Лошадь в хозяйстве служил транспортная тягловая сила (его запрягали в телегу или сани), а в основном его использовали под седло для верховой езды. Можно считать, что лошадей у древних хозяйствах было немного. В эпоху Киевской Руси количество их увеличилось с тех пор роль вола и лошади в хозяйстве русичей сравнялась, о чем, в частности, свидетельствует одинаковая плата за кражу этих животных. Правда, бытовало много легенд, переводов негативным сюжетом, происходят преимущественно из христианского периода. Все они касаются того факта, что лошадь съел сено из-под новорожденного Иисуса Христа, за что был обречен Господом на вечное голодание.
Вообще в домашнего скота с древнейших времен относились с большим уважением. Не оставляла без внимания в большие праздники - на сочельник угощали блюдами со стола или Отавой (молодая трава), на которую ставили миски с блюдами во время ужина, кропили иорданской водой, на Пасху скармливали яйцо, окуривали ладаном, отгоняли «злые духи» и всякую напасть с помощью огня. Бытование в Украине названий сел, связанных с животным миром (Волово, Кин, Скотарское, Яловое, Хозевы т.д.) свидетельствует о важности животноводства в хозяйственной деятельности украинского, которое, правда, играло неодинаковую роль в разных местностях. На подавляющем большинстве этнической территории Украины скотоводство органично сочеталось с земледелием. Исключение составляла Гуцульщина, где животноводство, в частности овцеводство, преобладало в хозяйственной структуре над земледелием.
Применение тягловой силы животных началось с тех пор, когда прирученную животное запрягли в плуг, чтобы освоить большие площади под хлеб. Это знаменовало собой прогресс человеческой цивилизации вообще и аграрной культуры в частности. Сейчас трудно себе представить дальнейшее развитие земледелия без тяглового скота, как и, соответственно, тягловую скот, не вскармливается по труду земледельца, - зерна, сена и других кормов с привлечением корнеплодных культур. Следовательно, привлечение тягловой силы животных к полеводства было первым важным историческим моментом на пути функционального сочетание земледелия с животноводством и формирования основ и соответствующей структуры крестьянских хозяйств.
Вторым поворотным пунктом моментом в рациональном использовании животных для развития земледелия, а также сближение этих весомых форм человеческой деятельности стало применение органического животного удобрения для подкормки почвы. Оба фактора стали возможными в результате социальной побуждения к обеспечению семьи продуктами питания и стремления к самосовершенствованию через познание себя и окружающих, приобретения новых знаний. Эмпирически убедившись в неоспоримых преимуществах удобрения почвы, украинский хлебороб привел к прогрессу культуры земледелия и национальной культуры вообще.
Функционирование животноводства как хозяйственной формы занятий тесно связано с организацией содержания скота - выпасом, кормлением и особенно стойловый содержанием. Именно здесь тесно сплетена в единое целое многие хозяйственные факторов, в частности, уровень знаний крестьянина о некоторых явлениях природы и объект своего труда - землю. Собственно организация выпаса, откорма и содержания скота в значительной степени осуществлялись ввиду эмпирическое осознание земледельцем потребности подпитывать поле.
Для того чтобы собрать животное удобрение, необходимо было устроить стационарное содержание скота, определив форму ее выпас в летнее время - отгонное или Выгинный. При подгоночных выпасе животных отгоняли на определенный период времени, скажем, на литування, подальше от поселения, было типичным до конца I тыс. н.э. Там скот на ночь загоняли в загоны, чтобы на нее не напали звери. И со временем, при осознании необходимости удобрения сельскохозяйственных угодий, существенно изменяется форма летнего выпаса (зимой скот содержали вблизи поселений) - с отгонного на Выгинный, когда животных пасут на приусадебных пастбищах, а на ночь загоняют в специальные помещения - конюшни. Первое летописное упоминание о стационарных помещения для скота датировано X в., Хотя, конечно, конюшни могли существовать значительно раньше, в период черняховской культуры, когда произошел большой прогресс в развитии традиционного земледелия.
Конюшни основном служили для содержания в зимнее время крупного рогатого скота, овец, коз и даже лошадь. Для свиней складывалось отдельное помещение («сажали», «куча»). Практиковалось сооружения помещений для лошадей (конюшни), а также для овец (открытого типа без крыши). Отдельно удерживали волов (в волярнях). На этнографическом Полесье, особенно в этнокультурном массиве Карпат, скот зимовал возле дома, а в отгонных местах летнего выпаса, в основном - вблизи Сенокосное массивов, чтобы удобнее было устраивать кормление. Поэтому в этих местах строили помещения для пастухов, для содержания скота («зимовья», «зимивки», «пастырки», «буди», «двора»). Это были одно-или двухкамерные здания, где одно из помещений предназначено для пастуха, другое - для скота. Понятно, что на зимних стойбищах держали скот, который в этот период не использовали в хозяйстве: волов, телок, яловых коров, а также лошадей и, конечно, овец. Молочный скот зимовал в стационарных помещениях возле дома.
На протяжении веков вырабатывались традиции по общественной организации скотоводства и собственно процесса выпаса скота на отгонных пастбищах. Устройство стойбища для летнего выпаса или зимнего содержания скота сопровождалась определенными ритуально магическими действиями, касающиеся традиционного распределения обязанностей в коллективе работающих, возведение помещений для пастухов («стая», «хижина», «шалаш»), для скота («загон »,« телятники »,« кучи »,« можжевельник »,« коровники »,« ягнятник ») и другие.
Скот выгоняли на литування после праздника Юрия (6 мая). Общество, предварительно договорившись о пастбища, выбирала ватага (старшего пастуха). Каждый хозяин оказывал оберегали-но-очистные ритуалы, применяя для этого огонь, разное зелье, святой водой и, конечно, заклинания злых сил. Скот перегоняли через тлеющие головешки, кропили святой водой, привязывали к углу немного зелья и т.д..
Своеобразные оберигальний процедуры выполнял старший в долине (в Карпатах) или на летних пастбищах (на Полесье), заходя первый раз в помещение для пастухов или скота. Часто в ритуалах использовали топор, которую ставили перед порогом, когда худобаьзаходила в конюшню или овчарню, или зарубали ее на порог.
Для крупного рогатого скота в долинах выбирали лучшие пастбища. Пасли стадом, как правило, волы и лошади отдельно от коров. Бытовало в Украине и вигинна форма летнего выпаса скота.
В крестьянских хозяйствах Украине разводили различные породы коров. Одни из них были характерны для лесостепного и степного массивов (Холмогорская, ярославская, лебединсь-ка, черкасская), а другие - для горного. Вместе с тем в хозяйстве бойка, лемка или гуцула можно было встретить белокочанную украинский, симментальской, швейцарскую или Радовецкий породы. Распространенной на всей этнической территории была украинская серая степная порода, существование которой археологи прослеживают от II тыс. до н. есть. Чистые породы, как правило, занедбувались, а их место занимали смешанные: гуцульская, подольские (в горах), Радовецкий с признаками старой гуцульской или породы с признаками гуцульской, швейцарской, чешской и др.. Различали коров молочного и мясного использования.
В хозяйствах украинских крестьян были распространены определенные породы лошадей. Преимущественно их использовали для верховой езды - военных походов, дальних поездок и т.д., а также в качестве тягловой силы для участников различных земледельческих и хозяйственных работ. Наиболее распространенной среди казачества была степная украинская порода, а также порода полосатых лошадей, которая встречалась в средневековой Украине повсеместно. В Карпатах преобладала низкорослая порода лошадей, которую называли «гуцульская», высокорослая - «бойки», а также смешанная порода - «перевинникы».
Основной хозяйственной тягловой силой в Украине на протяжении тысячелетий, вплоть до начала XIX в., Оставался вол. Документы XVI-XVII вв. свидетельствуют, что в селах Киевщины была почти одинаковое количество волов и лошадей, однако в плуг запрягали преимущественно волов. Во второй половине XIX в. поголовье волов резко уменьшилось - вследствие аграрной реформы 1861 г., когда крестьяне стали массово покидать землю. Так, на Полтавщине в с. Опошня в 1835-1882 гг количество волов уменьшилась с 108 до 40, а лошадей увеличилось с 15 до 37. Это было характерно для всей этнической территории.
Комментариев нет:
Отправить комментарий